Если начал пополнять коллекцию вагонами от BLMA, считай что заразился.
И есть у этой фирмы вагоны мимо которых ну вот прям ни как не пройти, ввиду их технического исполнения и внешнего вида.
Механизированные вагоны рефрижераторы - говоря простым языком "рефы" (reefer car).
Механизированные вагоны рефрижераторы - сложное название, стало интересно почему так? И немного углубившись в историю перевозок свежих продуктов, а точнее череды неудачных эксперементов, становится понятно что к чему.
Вообще история создания этих вагонов, модификация которых совершенствовалась на протяжении десятилетней довольно интересна, еще в прошлом веке перед производителем встал вопрос как доставить свежий продукт, будь то мясо или фрукты на стол потребителя.
Если говорить в частности о Америке, то после окончания Гражданской войны между Югом и Севером (1861-1865)г. штат Иллинойс стал крупнейшим поставщиком крупно рогатого скота, выращенного на великих равнинах. Но стада приходилось гнать более тысячи миль в Канзас для погрузки в вагоны-скотовозы. При этом животные теряли часть веса, а некоторые просто погибали.Такие условия были крайне не рентабельны для железной дороги. Таковы были первые дикие способы доставки свежего мяса.
В 1868 году технология переревозки уже замороженных туш в подвешенном состоянии, которые висели над льдом расположенным на дне вагона так же не привела к успеху, так как на крутых поворотах груз смещался в сторону, что приводило к сходу вагона с рельс и опрокидыванию.
В 1878 году технология с помещением льда в верхние бункеры вагонов, который при таянии должен был охлаждать все слои мяса упакованного в пакеты так же оказалась неудачной, так как по факту охлаждались только верхние слои и оставались свежими. Часть фруктов и овощей при таком способе перевозки так же приходила в негодность так как сминалась под собственным весом, не смотря на упаковку в лёгкую тару.
Конструкция стен вагонов из фанеры так же была не лучшим решением, с годами она пропитывалась соками портящихся в пути продуктов и портила вкус мяса которое перевозилось в последствии.
История современных вагонов рефрижераторов началась только после Второй Мировой, когда для корпуса начали использоваться алюминий и нержавеющая сталь, а так же холодильные установки местного типа, однако парк вагонов начал стремительно сокращаться потому что на тот момент производитель мог сам доставлять свой товар с помощью трейлеров по более низкому тарифу, к тому же трейлеры были более надежные в плане перевозки скоропортящихся продуктов.
Так продолжалось вплоть до начала 2000, пока в 2003 году компания TrinityRail не начала строительство сверхсовременных 64 футовых вагонов рефрижераторов, которые имели большую вместимость и могли доставлять продукты гораздо быстрее учитывая скорость современных поездов, сыграл так же тот факт что с 50-х годов население росло и новые населённые пункты появлялись на всё более удалённом расстоянии от производителя.
Таким образом на сегодняшний день железная дорога вернула себе приоритет на перевозку охлаждённых и скоропортящихся продуктов.
У BLMA есть четыре релиза данных вагонов и больше всего мне как раз нравится версия с лого CEFX, по этому долго охотился за ними.
Вагоны прекрасно детализированы и способны украсить своим видом грузовой состав.