Для тех кто не читал мой цикл про фирменные поезда России в журнале ЛОКОТРАНС,
повторю все мои статьи про фирменные поезда, а начну с моего любимого и самого дальнего пассажирского поезда во внутреннем сообщении из курсирующих по настоящее время. ЭТО
ПОЕЗД №2/1 Москва-Владивосток "РОССИЯ"Этому поезду я отдал почти 10 лет своей жизни, и это пожалуй были самые лучшие годы....
Десятые сутки “Россия” так мчится
Покоя нам нет на пределе наш нерв
Пусть с нами опять ничего не случится
В объятия нас примет Восточный резерв
Порой очень трудно нам в рейсе бывает
Маршрут самый дальний не для слабаков
Но тот кто остался на век привыкает
Узнав цену пота проводников
Мы личную жизнь убиваем работой
Чтоб людям создать подходящий уют
Кто в наших вагонах был, тронут заботой
Пускай по стакану нам водки нальют
Смелее начальник стакан поднимите
За тех, кто сейчас на дорогах страны
До дна все ребята его осушите
И будьте в бригаде друг другу верны
И выпьем ещё раз …..
Чтоб в рейс мы уехав
Вернуться домой на родимый порог
В экспрессе “Россия” страну всю проехав
Устав от Российских железных дорог….
Десятые сутки “Россия” так мчится
Покоя нам нет на пределе наш нерв
Пусть с нами опять ничего не случится
В объятия нас примет Восточный резерв
(Проводники поезда 2/1 «Россия»)
В журнале по этическим соображениям дан не полный текст стихотворения, а здесь полный текст.
Обзор по фирменным поездам Московской железной дороги я начну с поезда, гордо носящего имя нашей страны, «РОССИЯ» под номером 2/1 сообщением Москва – Владивосток. Но почему так? Я отвечу – это действительно поезд номер один в России! Он никоим образом не забирает лавры исторически первого фирменного поезда нашей страны – «Красной Стрелы»! Но именно поезд «Россия» проходит по Транссибу, а это самый длинный железнодорожный путь по территории одного государства – 9288 километров! Транссиб был занесен в книгу рекордов Гиннеса за протяженность магистрали, количество станций и темпы его строительства! Когда отмечалось 100-летие Транссиба (2001г.), тогдашний министр путей сообщений Николай Емельянович Аксёненко нашел образные слова: «Транссиб – это становой хребет России!»
Само название поезда ассоциируется в нашем сознании с Родиной, ее бескрайними просторами, большими расстояниями. И это особенно ощущаешь, путешествуя в поезде, который проходит через всю нашу необъятную страну с запада на восток. Впервые "Великий сибирский путь" Транссибом назвали англичане. Тогда имелась в виду одноколейная магистраль от Челябинска до Владивостока. Ныне Транссиб начинает свой бег на столичном Ярославском вокзале от «нулевого» километра Великой Транссибирской магистрали и завершает его во Владивостоке. Поезд идет по территории 14 областей, трех краев, через два континента и связывает между собой около 90 городов. Транссибирский экспресс на своем пути следования пересекает 6 часовых поясов. Составы поездов следуют по семи железным дорогам, перевозя за год более 200 000 пассажиров. Вопреки крылатой фразе Киплинга о том, что "Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и никогда им не соединиться", Транссиб железным обручем связал два континента, уменьшая расстояния и географические границы между ними.
Проехав по Транссибирской железнодорожной магистрали, можно представить величие и красоту России: природа Урала и река Сылва (там же находится знаменитый Марьин утёс из фильма «Тени исчезают в полдень»); бескрайние леса и полноводные сибирские реки, парящий зимой Енисей. А чего только стоит увидеть завораживающую красоту самого большого пресноводного озера Байкал. Далее - степи Забайкалья, предгорья большого Хингана в районе станции Облучье, огромный в своей ширине Амур. И завершает путь красивейшая бухта Золотой Рог во Владивостоке! И это всё видят пассажиры из окна поезда «Россия»! «Россия» движется 1777 километров по Европе (на границе стоит памятный столб, отмечающий границу Европы и Азии) и 7511 километров по Азии, при этом пересекает величайшие реки России: Волгу, Вятку, Каму, Тобол, Иртыш, Обь, Томь, Чулым, Енисей, Оку, Селенгу, Зею, Бурею, Амур, Хор, Уссури. Из них Амур – наиболее широкая, около 2 километров, а длина современного моста через Амур составляет 2600 метров.
Между станциями Московка и станцией Новосибирск-Западный находится самый прямой и самый скоростной участок Транссиба. Его длина составляет около 610 километров.
Самый большой вокзал на Транссибе - на станции Новосибирск-Главный. Современное здание вокзала появилось в 1939 г. До начала войны этот вокзал считался самым большим во всей стране.
Дух захватывает, когда поезд движется по мосту через Енисей. Река, не замерзающая зимой, парит, и, проезжая по мосту, облепленному инеем, поезд едет, как будто сквозь клубы пара! Очень красивое зрелище! А если мороз сильный, то и весь вокзал Красноярска в инее и в тумане от дыхания батюшки Енисея.
Самый необычный участок – Ангасольская петля, которая располагается на большом спуске по направлению к Байкалу, заходя с западной его части. Эта петля длиной в 7 километров является и самым крутым спуском на Транссибирском пути, между станцией Андриановской и Слюдянкой-2. Уклон продолжается от перевала Андриановский вплоть до берегов Байкала (руководящий подъём на этом участке составляет 19 тысячных). Кстати, очень интересный факт: вокзал станции Слюдянка - единственный в мире вокзал, построенный целиком из мрамора!
На протяжении 207 километров поезд идет вдоль берега озера Байкал. Это тоже одно из чудес света! Самое большое и самое глубоководное пресноводное озеро в мире - 1620 метров максимальная глубина этого озера! Если ехать на поезде со стороны Иркутска, то на 5276-м километре впервые появляется Байкал во всей своей красе, и далее на протяжении всего спуска к станции Слюдянка с левой стороны по ходу поезда видна великолепная панорама озера. В Байкал впадает 336 речек, а вытекает одна величественная Ангара.
На 5518-м километре Транссиба после разъезда Боярский поезд уходит от Байкала. Перед Улан-Удэ поезд пересекает по очень красивому и ажурному мосту реку Селенга.
Транссиб невозможно представить без тоннелей. Самый протяженный тоннель находится под Амуром, длиной в 7 километров, и идет параллельно Амурскому мосту. Строили его в 1937-1942 годах, исходя из военных соображений. Мне за всё время дважды повезло проехать по этому тоннелю. Особенность в том, что по этому тоннелю не проходит главный путь магистрали, поэтому официально самым длинным тоннелем на Транссибе считается Тарманчуканский тоннель (2 км). Старый туннель был пробит в 1916 г., но из-за обводнения и склонности к большому наледеобразованию в 1990 году началось сооружение нового двухпутного тоннеля в 70-113 метрах южнее старого ствола. Строительство затянулось на 13 лет, и только 9 декабря 2004 года новый тоннель торжественно был принят в эксплуатацию, старый тоннель законсервирован. На Транссибирской магистрали находятся 15 действующих тоннелей.
Самая высокая точка, где поднимается железнодорожный путь на 1040 метров над уровнем моря – перевал Яблоновый на 6110-м километре – между станциями Яблоновая и Тургутуй, это в Забайкалье. Также на Транссибе есть свой «полюс холода» – это участок от Могочи до Сковородино. Здесь зимние температуры достигают - 62 С. Хотя я не попадал ниже - 55ºС! Передать ощущения трудно - сизый туман и мороз такой, что полной грудью не вдохнёшь. Не зря в тех местах есть такая поговорка: «Бог создал Крым и Сочи, а чёрт Сковородино и Могочи, а в придачу Магдагачи…» Вообще Забайкалье – это отдельная тема. Здесь и самые глухие, и самые холодные места Транссиба, но в тоже время одни из самых красивейших мест магистрали. Чего стоят пейзажи вдоль реки Шилки, а цветущий в апреле на сопках багульник!
Самая низкая точка магистрали находится между станциями Амурский залив и Угольная – всего 4 метра над уровнем моря. Завершает маршрут город-порт Владивосток. Хотя бы раз в жизни надо проехать по Трассибу, чтобы со смотровой площадке на закате солнца взглянуть на бухту Золотой Рог! Не передать на бумаге те чувства, которые переполняют душу, увидев эту красоту.
В какое время лучше проехать по Транссибу? Знайте, достопримечательности Великой магистрали в любое время года имеют свою красоту. Но если Ваша цель Владивосток, то туда надо ехать в сентябре - самое благодатное время - золотая осень! Зимой там свирепствуют ветра и пронизывающий холод. Летом – очень большое количество осадков. А осень – это тёплое море, сухая и прекрасная погода в сочетании с великолепными красками осенней природы – Владивосток находится на одной широте с Сочи.
Первые поезда прямого сообщения от ст. Москва до ст. Владивосток после открытия Транссибирской магистрали в 1903 году следовали 16 суток в одном направлении. Четыре роскошно оборудованных состава отправлялись еженедельно. Поезда курсировали по понедельникам, средам, четвергам и субботам. В полдень на третьи сутки поезд прибывал в Челябинск, утром на восьмые сутки – в Иркутск. Затем следовала переправа через Байкал на пароме в течение 4 часов. Зимой поезда следовали по рельсовому пути, уложенному прямо по льду Байкала. В 1905 году было открыто движение по Кругобайкальской железной дороге, и необходимость в паромной переправе отпала.
В полдень на 12-е сутки поезд прибывал на ст. Манчжурия, а ещё через пять суток пути по КВЖД – на конечный пункт следования – порт Дальний. В октябре 1916 году с окончанием строительства моста через Амур рельсовый путь Транссибирской магистрали по территории Российской империи стал непрерывным.
Интересен факт существования архитектурно схожих железнодорожных вокзалов в Москве (Ярославский) и во Владивостоке и оба – шедевры русского зодчества, совмещающие в себе элементы популярного в начале двадцатого века стиля модерн с традициями русского изобразительного и декоративного искусства. Железнодорожный вокзал в Москве (Ярославский) в современном облике появился 1912 г. по проекту архитектора Ф.О.Шехтеля, тогда же и железнодорожный вокзал во Владивостоке (автор проекта Е.Базилевский), открытый еще в 1893 г., был надстроен и оформлен по подобию московского.
В годы Советской власти поезд подготовку поезда № 2/1 Москва-Владивосток осуществлял трест спальных вагонов и контора по обслуживанию пассажиров (теперь это резерв проводников).
Указанием МПС СССР от 23 февраля 1957 года был образован Вагонный участок Восточного направления, в моё время это было пассажирское вагонное депо Москва-3.
Первый состав поезда 2/1 «Россия» Москва- Владивосток отправился в путь 30 сентября 1966 года. В подготовке поезда принимал непосредственное участие начальника участка Петр Павлович Васин. Поезд имел нарядный вид — кузова вагонов были окрашены в вишнёвый цвет, а полоса, на которой расположены окна, в кремовый, надписи «Россия» и «Москва - Владивосток» выполнены накладными эмалированными буквами белого цвета. (В первоначальном варианте они были выполнены из металла). Рационализаторы вагонного участка в поезде установили телефонную связь между бригадиром-механиком и проводниками вагонов, титаны для приготовления чая в плацкартных вагонах переоборудовали с угольного отопления на электрическое, в штабном вагоне оборудовано детское купе, в купейных вагонах установлены наушники. Вагоны обеспечены поролоновыми матрацами, шерстяными одеялами «Ноблес», жаккардовыми купейными и коридорными коврами, качественным льняным бельем. Обслуживание поезда было доверено комсомольско-молодежной бригаде им. ХV съезда ВЛКСМ под руководством механика-бригадира Пятаковой Нины Андреевны. В пути следования пассажиры получали свежие газеты, журналы, художественную и политическую литературу. Хотя первоначально предлагалась окраска зелёного цвета с салатовым окрасом оконного пояса вагонов и надписью "Россия". Такой состав попал в кадр художественного фильма ""Маленький беглец" снятого в 60 -ые годы прошлого столетия. Но эта окраска не прижилась и в историю первые составы поезда Россия вошли в вишнёво-кремовой ливрее!
не утверждённый вариант поезда Россия
Вишнёво-кремовая окраска состава продержалась до начала 70-х годов.
Вишнёво-кремовая окраска состава продержалась до начала 70-х годов. В период с середины 70-х до середины 80-х годов окраска вагонов была вишнёвой (красной, малиновой) с большими металлическими буквами «Россия». Позже название поезда перешло на маршрутные доски, а на кузовах поезда было убрано:
По словам начальников поездов, обслуживающих этот поезд в то время, такая «Россия» была в 1986-1987 годах.
Далее и в период экономического кризиса 90-х годов «Россия» стала зелёной с логотипом «РЖД».
Это окрас поезда Россия в 1995 году
Начиная с 2000 года, кузова вагонов поезда «Россия» окрашиваются в цвета российского флага.
Ваш покорный слуга со своей поездной бригадой весна 2000 года
Поезд "Россия" в 2014 году:
Увы, сейчас Вы уже не уведите поезд "Россия"в отличительном окрасе поезда «Россия» – узнаваемый триколор - ушёл в историю. Современные вагоны, поступающие с Тверского завода, идут в окраске корпоративного стиля ОАО «РЖД». И современный поезд "Россия" уже весь в корпоративном окрасе ОАО "РЖД"......
До 1993 года поезд ходил ежедневно. С введением в 1993 году летнего графика поезд стал курсировать через день по нечётным числам.
До июня 2001 года поезд ходил по главному ходу Транссибирской магистрали (Москва-Ярославская – Ярославль-Главный – Данилов – Буй – Шарья – Киров – Балезино – Пермь-2 – Свердловск-Пассажирский – Тюмень – Называевская – Омск-Пассажирский – Барабинск – Новосибирск-Главный – Мариинск – Ачинск-1 – Красноярск – Иланская – Тайшет – Нижнеудинск – Зима – Иркутск-Пассажирский – Слюдянка-1 – Улан-Удэ – Петровский Завод – Чита-2 – Карымская – Чернышевск-Забайкальский – Могоча – Сковородино – Белогорск – Архара – Хабаровск-1 – Вяземская – Ружино – Уссурийск – Владивосток), а после этой даты и по настоящее время его движение осуществляется по Горьковскому ходу (через Владимир – Нижний Новгород – Котельнич – Киров и далее по главному ходу Транссиба). Хотя исторический главный ход Транссиба проходил южнее через Самару и Челябинск.
Время в пути в разные годы составляло от 17 до 6 суток.
В предлагаемой таблице видно, как ускорялось движение поезда с 1903 года и по настоящее время.
С 1975 года вагоны поездов стали оборудовать электроотоплением, сначала на электроотоплении поезда шли на участках от Москвы до Данилова и от Свердловска до Ишима. Я пришёл на «Россию» в декабре 1994 года. Тогда «Россия» шла на электроотоплении по всем участкам Транссиба, кроме двух – от станции Петровский завод до стации Карымская и от Хабаровска до Владивостока.
Весь Транссиб был электрофицирован 25 декабря 2002 года и поезда стали ходить в зимнее время на электроотоплении. Что это такое, понять может только тот, кто при 30 градусном морозе топил вагон угольком! Это был большой прогресс и огромное облегчение труда проводника.
С 1980 года в вагонное депо Москва-3 стали поступать вагоны VEB Wagonbau Amendorf с установкой кондиционирования воздуха (МАБ-2). Сначала это были вагоны СВ, потом вагоны, в которых билеты продавались иностранным туристам. Когда я пришёл на «Россию», уже все вагоны, кроме штабного и прицепных вагонов, были с кондиционированием воздуха.
В 1994 году поезд № 2/1 сообщением Москва – Владивосток был переаттестован на категорию «фирменный» и подтвердил статус фирменного поезда с наименованием «Россия» (указание МПС РФ № К-682у от 18.08.94 года первого заместителя Министра О.А.Мошенко).
В период с 1982 года и до конца восьмидесятых годов был рассвет в истории поезда «Россия», в этот период в первые пять вагонов билеты продавались только иностранным туристам. В каждом составе поезда курсировали два вагона-ресторана, при этом пассажиры стояли в очередь, что бы попасть в вагон-ресторан!!!! А поезд ходил с почти 100% населённостью. В период с 1989 по 1992 года в составе поезда курсировали вагоны-видеосалоны, в которых пассажирам за плату в 1 рубль 50 копеек показывали входившие в моду видеофильмы. Но эту интересную услугу отменили. Основная причина отмены курсирования видеосалонов была нерентабельность видеосалонов. Также в вагоне-видеосалоне было оборудовано купе для поездного электромеханика, бытовая комната (душевая кабина и гладильная доска для проводников поездной бригады) и кладовая для постельного белья. Эти данные взяты из своего первоисточника – супруги Шараповой Веры, которая отработала на «России» с 1982 года по 2002 год, а с 1989 по 1991 год работала на вагонах-видеосалонах. Также информация предоставлена начальниками поездов, которые работали в те годы на поезде «Россия».
До середины 80-х годов в поезде «Россия» курсировали четыре плацкартных вагона 9,10,11,12 нумерацией с Москвы. Потом после очередного обновления составов поезда плацкартные вагоны были убраны. Но с вводом летнего графика 2009-2010 года в состав были включены два плацкартных вагона, которые курсируют и по настоящее время.
В поезде курсировали купейные прицепные вагоны сообщением «Москва – Благовещенск» №19 и «Москва – Комсомольск-на-Амуре» №18. В Свердловске прицеплялся купейный вагон сообщением «Свердловск – Владивосток» № 0. В Омске прицеплялись два вагона (купе и плацкарт) сообщением «Омск – Владивосток». В Чите прицеплялся купейный вагон сообщением «Чита – Благовещенск». И по определённым дням к «России» прицепляли вагон международного сообщением «Москва – Пхеньян» формирования Северной Кореи. Если состав следовал полной схемой (это часто было в летнее время), то количество вагонов достигало максимальной длины –18 вагонов!
С 2009 по 2011 года с «Россией» курсировал плацкартный прицепной вагон Дальневосточной дороги сообщением «Москва – Совгавань». А сейчас в поезде «Россия» курсирует только один прицепной купейный вагон сообщением «Москва – Туманган» (Северная Корея) Московского формирования.
В 2001 году Транссиб праздновал своё столетие. С Москвы был отправлен юбилейный поезд, сформированный из вагонов фирменных поездов, которые курсируют по Транссибу. В составе поезда были вагоны от фирменных поездов «Томич», «Сибиряк», «Урал», «Омич», «Енисей», «Байкал», «Океан» и, конечно, вагон от поезда «Россия». Об этом рейсе была написана не одна статья в средствах массовой информации.
В 2002 году все вагоны прошли капитально-востановительный ремонт в Днепропетровске и внутренне существенно изменились. С 1 июля 2002 года в поезде начали курсировать вагоны повышенной комфортности экономического и бизнес-класса с предоставлением пассажирам дополнительного сервисного обслуживания, стоимость которого включается в стоимость проезда. В вагонах СВ и бизнес-класса была установлена видеоаппаратура. В коридорах были установлены камеры видеонаблюдения и проводник, находясь в служебном купе, мог контролировать ситуацию в вагоне по всей длине коридора.
В начале 2005 года дизайн внутреннего убранства вагонов Главного поезда страны значительно изменился. Лучшие дизайнерские фирмы участвовали в разработке нового интерьера вагонов поезда «Россия», и это было отмечено высокой наградой. За дизайн внутреннего интерьера вагонов поезда в апреле 2005 года в Самаре на ежегодном конкурсе фирменных поездов, проводимых ОАО «РЖД», поезд "Россия» получил высокую оценку и был отмечен премией – Гран-при.
В 2006 году поезд отпраздновал своё сорокалетие!!!! К юбилею поезда был специально покрашен один состав поезда, были выпущены юбилейные значки, футболки и бейсболки с символикой поезда «Россия»! Бригаду юбилейного поезда возглавила Татьяна Кустова – живая легенда поезда «Россия». У неё в бригаде в то время работал проводником Сергей Веденеев, поэтому я Вас, уважаемый читатель, направляю к его сайту «Главный поезд страны – Россия».
http://glavpoezdrus.ru/ На этом сайте Вы более подробно сможете изучить те моменты из истории поезда «Россия», о которых кратко рассказано в этом материале.
На сегодняшний день в поезде курсируют новые вагоны 2009-2012 годов постройки ОАО «ТВЗ» (купейные вагоны модели 61-4440), оборудованные автоматизированной информационно диагностической-системой, сигнализацией пассажир-проводник (пассажир, не выходя из купе, может вызвать проводника). Были эксперименты с переоборудованием в штабном вагоне двух купе под перевозку ручной клади, был эксперимент с установкой детского купе с игровой приставкой, пытались устанавливать и стиральную машину…, но в итоге пришли к выводу, что лучше, чем предлагает завод, пока ничего нет. В современном штабном вагоне есть купе и туалет для инвалидов, душевая кабина (пока только для поездной бригады) с гладильной доской. В радио-купе установлена аппаратура слежения за движением поезда в реальном времени «Глонасс». В настоящее время все вагоны оборудованы экологически чистыми туалетными комплексами замкнутого типа, системой кондиционирования и отопления, что позволяет поддерживать приемлемую температуру воздуха круглый год. В купе проводника установлен холодильник и микроволновая печь и установки для охлаждённой питьевой воды. Также во всех купейных вагонах и в вагонах СВ установлены ИВС – информационные вагонные серверы с жидкокристаллическими мониторами в каждом купе и во всех купе вагонов установлены розетки на 220 Вольт для подключения маломощных потребителей, таких, как ноутбук, переносной DVD-плеер, зарядные устройства сотовых телефонов.
Совет пассажирам, отправляющимся в недельную поездку на поезде «Россия»: возьмите в дорогу ноутбук, закачайте любимые фильмы и музыку, и сев в купе поезда, подключите свой ноутбук к розетке и не о чем не задумываясь, будете коротать время. Днём любуйтесь видами за окном под любимую музыку, а вечерами смотрите свои любимые фильмы. А также не забудьте захватить с собой фотоаппарат и поверьте, дорога до Владивостока пролетит совсем незаметно.
В ближайшем времени пассажиры поезда «Россия» будут обеспечены беспроводной связью по интернету, так как в этом направлении в депо проводятся соответствующие работы. В составе поезда курсирует вагон-ресторан, пассажиры через проводника вагона могут заказать себе в купе фирменные, диетические блюда, а также завтрак, обед и ужин.
По состоянию на июль 2013 года для поезда «Россия» формируются 14 составов, которые включают в себя 119 вагонов. Вагоны №№ 9, 10 и 11 эконом-класса, вагон № 8 бизнес-класса. В вагоны № 9 и № 8 (места с 13-18) продажа билетов осуществляется с признаком "женское купе".
Немного о личном. В настоящее время поезд «Россия» обслуживают три проводника из бывшей моей поездной бригады. Теперь они начальники фирменного поезда «Россия» – это Сергей Бондаренко, Владимир Косинов и Сергей Миронов. Коллектив поездной бригады Сергея Бондаренко в мае 2013 года получил «Паспорт доверия». А бригада Владимира Косинова получила "Паспорт доверия" в 2014 году. Об этой новой форме организации работы поездной бригады я немного расскажу в упрощённой форме, "Паспорт доверия" вручается поездной бригаде, которая на протяжении трёх лет отработала без замечаний от проверяющих органов. Поездные бригады получившие такой паспорт доверия" частично освобождаются от проверок надоедливых линейных ревизоров (ревизоров самого нижнего звена), но не от проверок ревизорского аппарата ФПК. При этом такие поездные бригады не должны получать жалобы от пассажиров и не получать акты с замечаниями по качеству предоставляемых услуг пассажиров, и конечно не допустимы безбилетный провоз пассажиров и провоз не оплаченного багажа. Заработная плата у поездных бригад, которым вручены "Паспорта доверия" возросла до 36000 рублей, а проводники без "Паспорта доверия" получают 18000 рублей. Но и потерять этот "Паспорт доверия" очень просто, так как лишается ЕГО вся поездная бригада, за нарушение хотя-бы одного проводника поездной бригады!!! Так что и получить и удержать его достаточно трудно, но и стимул тоже не плохой....
Отдельно хочу отметить двух начальников поезда «Россия», которым я очень благодарен: Михаилу Богословскому и Татьяне Кустовой. Первый был моим наставником, вторая долгое время была моей сменщицей по закреплённому составу поезда «Россия», а проводники её бригады ласково называли «Мамой». Большое им спасибо и низкий поклон за те советы и наставления, благодаря которым мне удалось избежать много ошибок в трудной, но интересной работе начальника поезда. Да, уважаемый читатель, в моё время были не только закреплённые локомотивы, но и закреплённые вагоны и составы…
Закончу эту статью о поезде «Россия» словами: три раза в неделю
бело-сине-красные экспрессы отправляются с далёкого и любимого мной Владивостока под звуки марша «Славянка» и мчатся они по бескрайним просторам нашей Родины в столицу России – Москву. «Из века, в век опережая время»….
И очень хочется верить в светлое будущее Главного поезда страны, который будет ВСЕГДА достойно представлять ВЕЛИКУЮ РОССИЮ!!!
Кстати, в следующем году 30 сентября 2016 года этому Великому поезду будет 50 лет!!!! Посмотрим вспомнит-ли ОАО "РЖД" И его дочка ФПК об этом юбилее......