Фирменный поезд № 23/24 «Юность» Маршрут: Санкт-Петербург – МоскваВ конце 1950-х годов в Московском вагонном депо Октябрьской железной дороги был обновлён парк пассажирских вагонов, на смену устаревшим деревянным поступили цельнометаллические вагоны.
В 1960-х годах в депо был сформирован поезд из вновь поступивших вагонов постройки ПНР межобластного типа, который был задействован на направлении Москва – Ленинград, что сразу привлекло внимание пассажиров из-за удобства в расписании, высоком предоставляемом сервисе, доступных ценах и высокой культуре обслуживания пассажиров.
Схема поезда состояла из 10 сидячих вагонов с удобными креслами для сидения, 4 купейных вагонов, радиофицированного штабного вагона и вагона-буфета, а также несколько прицепных вагонов, следовавших до Боровичей. Поезд отправлялся в 12 часов 16 минут и имел остановки на крупных железнодорожных станциях: Тверь, Лихославль, Вышний Волочок, Бологое, Угловка, Малая Вишера. Прицепные вагоны перецеплялись по станции Угловка. В пути следования поезд находился менее 8 часов. К обслуживанию пассажиров были привлечены молодые работники из числа передовых комсомольцев. Поезд решено было сделать фирменным, по специфике обслуживания его молодёжными бригадами, он получил название «Юность». В свой первый рейс состав фирменного поезда «Юность» отправился в апреле 1966 г. В мае 1966 г. поезд был передан в вагонное депо Москва, и задействован второй состав. Первыми начальниками фирменного поезда «Юность» были Н.Кузнецова, Н.Бурова, Е.Азарьева, А.Соколова.
Составы поездов регулярно снабжались печатной продукцией. Проводники распространяли среди пассажиров художественную литературу. В вагонах всегда были живые цветы, на стенах – эстампы железнодорожной тематики. Дизайн цветового оформления состава – голубой, темно-голубой, он сохранился и до конца курсирования поезда. Скорый фирменный поезд № 23/24 «Юность» не только старейший на Октябрьской магистрали и сети дорог России, но и третий по возрасту после «Красной Стрелы» и «Авроры».
Схемы компоновки в вагонах поезда "Юность"
Логотип поезда № 23/24 «Юность» был введен в 1967 году. А кто придумал название этому поезду? Это была проводница резерва проводников вагонного депо Москва, которая работала на этом поезде, – Чубанова Галина. После первого рейса на встречу с поездной бригадой приехали работники радиостанции «Юность», и была записана передача, которая транслировалась по радио. Это событие и комсомольско-молодёжные бригады обслуживающие поезд, поспособствовали тому, что поезду присвоили название «Юность»!
В 1970 году поезд № 23/24 «Юность» перевёз миллионного пассажира.
16 августа 1999 года указанием Л-1709у за подписью первого заместителя Министра В.И.Ильина с 20 августа 1999 года присвоена категория «фирменный» скорому поезду №23/24 сообщением Москва – Ленинград с присвоением названия «Юность». Потом один раз поезд лишался этого почётного статуса, но категорию восстанавливали, подтверждение тому – аттестат о присвоении категории «фирменный» поезду, подписанный заместителем Министра путей сообщений С.Н.Гапеевым.
К 20-летнему юбилею уже 15 миллионов пассажиров, а к 2006 году перевезено около 40 миллионов пассажиров.
Для многих пассажиров поезд № 23/24 «Юность» очень удобен. По времени поезд идёт днём. Нет необходимости брать постель. Несколько часов в удобном откидывающемся кресле не утомляют.
Поезд совершал частые остановки на территории Тверской области, что обусловило его популярность как среди пассажиров, следующих по маршруту Москва – Санкт-Петербург, так и среди местного населения. Благодаря дешевизне билета поезд пользовался популярностью среди студентов, пенсионеров и других малообеспеченных категорий населения.
Железнодорожная линия Москва – Санкт-Петербург проходит по территории Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей, и связывает с двумя столицами такие города, как Химки, Зеленоград, Солнечногорск, Клин, Тверь, Лихославль, Вышний Волочек, Бологое, Окуловка, Малая Вишера, Чудово, Тосно, Колпино. Пассажирские перевозки между Петербургом и Москвой осуществляются главным образом ночными поездами, время пути которых составляет от 7,5 до 9 часов. Садиться в поезд вечером и прибывать в место назначения утром, сэкономив дневное время, конечно, комфортно, но уезжать-приезжать на промежуточные станции посреди ночи неудобно. На линии Петербург – Москва поезд 23/24 «Юность» был единственным поездом для этих задач. Поэтому на сидячие вагоны всегда имелся сильный дефицит мест, и билеты приходится покупать за несколько дней, особенно в направлении из Москвы, так как из Петербурга после «Юности» через некоторое время проходят ещё 4-5 поездов южного и восточного направлений, поэтому есть возможность уехать на них. Правда, сидячие вагоны в те времена курсировали только в поезде Петербург – Сонково. Стоимость же проезда в купейных вагонах слишком велика, и на короткие расстояния является абсолютно несоизмеримой с другими видами транспорта. За один рейс поезд «Юность» может перевезти до 1000 человек, очень велика посадка-высадка на промежуточных станциях. Согласно пресс-релизу РЖД от 2006 года, «самым популярным фирменным поездом Октябрьской железной дороги среди пассажиров в 2005 году стал поезд "Юность", курсирующий между двумя столицами. В 2004 году им было перевезено более 640 тысяч пассажиров». То есть в среднем получается 877 пассажиров на каждом рейсе, это огромная цифра, как по российским, так и по мировым меркам.
Но, несмотря на все достоинства, поезд был отменён с 18 декабря 2009 года по причине ввода в эксплуатацию скоростных поездов «Сапсан». По мнению многих, отмена поезда имеет серьёзный негативный эффект, поскольку немногие пассажиры, регулярно пользовавшиеся "Юностью", смогли позволить себе билет на «Сапсан», стоящий почти в 5 раз дороже. А это значит, что у жителей Тверской и Новгородской областей отобрали фактически единственный дневной поезд. Проезд в «Сапсане», скорее всего, будет недоступен подавляющему большинству населения регионов, имеющего месячный доход не выше 12000 руб.
Российские железные дороги поставили составы отменённого из-за запуска «Сапсанов» поезда «Юность» на линию Москва – Воронеж. С 1 июня 2010 года это поезд № 45/46 в сообщении Москва – Воронеж. Новый поезд стал самым быстрым на этом направлении, проезжая 585 километров за 7 часов 58 минут.